Регулятор, Национальный банк Украины, определил пять признаков рисковой деятельности для страховщиков и финансовых компаний.
Национальный банк определил порядок применения мер воздействия к страховщикам и небанковским финкомпаниям за нарушение законов и нормативно-правовых актов. Это относится и к защите прав потребителей финансовых услуг.
НБУ принял два новых документа:
- Положения о мерах воздействия на рынках небанковских финуслуг
- Положения об особенностях меры воздействия в виде отстранения руководства от управления финучреждением и назначения временной администрации.
Постановления вступают в силу с 6 февраля 2021 года (отдельные нормы будут отсрочены до 1 марта 2021 года).
«Для всех без исключения игроков небанковского финрынка признаком рисковой деятельности будет систематическое нарушение законодательства о защите прав потребителей и в сфере рекламы финуслуг. Для финкомпаний-гарантов предусмотрен дополнительный признак рисковой деятельности – заключение новых договоров гарантий тогда как учреждением не выполняются обязательные финансовые нормативы», – говорится в сообщении НБУ.
Ко всем небанковским финансовым учреждениям могут быть применены следующие меры воздействия:
- требование устранить нарушения,
- требование созвать внеочередное собрание участников финучреждения,
- штраф,
- временное приостановление или аннулирование лицензии,
- исключение компании из реестра,
- заключение письменного соглашения.
К страховщикам и кредитным союзам дополнительно могут применяться также такие меры воздействия:
- утверждение плана восстановления,
- отстранения руководства от управления и назначения временной администрации.
Для страховщиков предусмотрено пять дополнительных признаков рисковой деятельности:
- систематическое формирование страховых резервов в недостаточном размере;
- получения активов, которые не относятся к приемлемым активам, если такое получение приводит к уменьшению размера приемлемых активов, принимаемых в покрытие норматива платежеспособности и достаточности капитала, до размера, меньшим 120% от нормативного объема активов;
- два и более нарушений обязательных критериев и нормативов за один отчетный период;
- недостаточность доходов или чрезмерные расходы, которые приводят к ухудшению финансового состояния и создают риск невыполнения нормативов;
- искусственное улучшение финансового результата или искривление отчетности.
В положениях четко определен порядок принятия решения о мерах воздействия, а именно:
- основания для применения мер воздействия,
- как происходит фиксация нарушения,
- кто принимает решение о применении меры воздействия,
- как решения доводятся до сведения участников рынка,
- как их можно обжаловать и тому подобное.
«Национальный банк как Регулятор должен адекватно и своевременно реагировать на нарушения со стороны игроков небанковского финрынка. Ведь только так можно обеспечить защиту законных прав и интересов потребителей. Принятые документы, определяющие порядок применения мер воздействия, являются важной составляющей современной и эффективной модели регулирования небанковского финрынка», – отметила директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ Ольга Гурбич.